Символизм в трилогии Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета: Синий, Белый, Красный» (1993—1994) Значение цвета в разных культурах и фильмах Кесьлевского В эссе проанализирована трилогия польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, которого его cоавтор Кшиштоф Песевич вдохновил на создание трех фильмов, связанных с цветами французского флага. Все фильмы трилогии – истории характеров, истории разных конфликтов и их решения (или нерешения) посредством случая или выбора. Течение историй очень естественно, хотя в их основе — происходящее почти случайно или по воле судьбы. Незначительные на первый взгляд случаи навсегда меняют жизни людей. Некоторые пробуют управлять собственными жизнями, но зачастую это им не удается. На планы людей влияет нечто, находящееся вне контроля. АНАЛИЗ Символизм цвета Каждый цвет спектра несет зрителю молчаливое послание. Это восприятие — результат нашего видения, естественного окружения и влияния общества и культуры, в которых мы живем. Психология цвета — одна из самых приблизительных наук, но также и одна из самых важных и популярных. Цвета ассоциируются с нашими эмоциями и могут влиять на подсознание. Большинство людей знакомо с влиянием определенного цвета на эмоции. Цвета, которые считаются теплыми или горячими, например, красный и оранжевый, вызывают ощущение скорости, волнуют или пробуждают яркие эмоции. Существуют метафоры и архетипы, связанные с определенными цветами: синий — холодный, надежный, цвет духовности, который мы связываем с небесами и водой; белый — чистый, религиозный цвет — часто связан со Святым Духом, невинностью и чем-то более предметным, например, снегом. Красный наиболее эмоционально-насыщенный цвет, означает любовь и секс, энергию, доблесть, огонь, тревогу и опасность, а в негативном смысле — агрессивность, войну, гнев и даже грех. Мы склонны ассоциировать красный с опасностью, пожарными машинами, кровью, розами и адом. С самого начала истории различные культуры по-разному использовали цвета, — так же, как и мы сегодня. Значение синего цвета в различных культурах Самая сильная ассоциация синего цвета — с небом, морем и водой. Будучи холодным и ретроактивным, касающимся прошлого, синий действует умиротворяюще. Он символизирует мир, веру, созерцательность, правду и Рай, небеса. В геральдике синий используется для обозначения благочестия и искренности. Это цвет, наиболее полно символизирующий духовное. В отличие от красного, это холодный цвет, склоняющий людей к расслабленности и размышлениям. Психологи связывают синий цвет с умственным/духовным расслаблением и со спокойным, словно свысока, отношением к жизни. Синий — цвет небес; в древнем Египте был связан с Богом небес, Амон Ра. Синий — самый глубокий и наименее материалистический цвет, символ правды. Он отражает пустоту воздуха, воды, хрусталя и алмаза. Именно поэтому синий — цвет стабильности. Зевс и Яхве утверждают истинность лазури. Считается, что амулеты синего цвета защищают от «дурного глаза». Пелерина скандинавского бога Одина – синяя, как и плащ Девы Марии; на поэтическом языке ее также называют Синей Лилией. В индийской мифологии Бог Вишну в его инкарнации Кришны – синего цвета. Иисус часто изображается в синих одеяниях. Синий цвет — символ истины и вечности, и поэтому всегда будет означать бессмертие. В древнем Китае существовали разные представления о синем цвете. В традиционном искусстве существа с синими лицами – это или демоны, призраки, или бог литературы, K'ui-hsing, когда-то покончивший самоубийством из-за неосуществленных амбиций. Первоначально для обозначения этого цвета в китайском языке даже не было слова, за исключением ch'ing, которое передавало все оттенки — от темно-серого до сине-зеленого. Слово ch'ing использовалось и для обозначения «жизни/образа жизни» ученого или мудреца – ведь обучаясь, он пребывал в синем отсвете лампы. Современное китайское слово «синий» — lan — значит индиго, общепринятый цвет рабочей одежды в современном Китае. В Китае с синим цветом были также связаны дерево и одна из четырех стран света, восток. Синий цвет в фильме «Синий» Кесьлевского В начале фильма мы видим едущий синий автомобиль: машина цвета морской волны, семейный автомобиль Жюли, Патриса и Анны. Мы смотрим словно снизу, из-под автомобиля, но видим и картину окружающего; это, скорее всего, раннее утро. Цвет насыщенно синий, туманное утро... Прямо перед аварией, Анна, дочь Жюли, выбрасывает из окна автомобиля обертку от леденца на палочке — синюю; она летит — незадолго до смерти девочки являясь предзнаменованием полета ее души к вечности, к синему небу. В течение фильма мы видим много автомобилей — от серого до черного цвета, но всегда с синим оттенком. Даже у Сандрин серо-синяя машина. Оливье — единственный, у кого автомобиль коричневого оттенка, в этом его отличительная черта. Жюли носит одежду в черно-синей гамме. Исключение – белый халат в больнице и белая футболка, в которой она спит. Другие герои фильма носят одежду серых, синих и черных оттенков, но в отличие от Эюли, не постоянно. Синяя лампа Анны — единственная вещь, которую она берет с собой на память о прошлом. Когда Жюли думает/спит или мысленно слышит «Концерт для Европы», музыку, которую писал ее муж, синий свет внезапно ложится на ее лицо. Жюли сидит с закрытыми глазами, но вдруг услышав музыку открывает их. Она выглядит так, словно увидела призрак, как будто ее преследуют воспоминания. Свет почти сверхествествен, и кажется, что это всплывают воспоминания Жюли, которые она тщетно стремится подавить. Так случается дважды — во второй раз когда дверь квартиры захлопнулась и Жюли проводит ночь на лестнице. Кажется, что все происходит, когда она пребывает в промежуточном состоянии, где-то между бессонницей и сном. Еще в одном эпизоде она проигрывает на фортепьяно несколько нот, но когда останавливается и захлопывает крышку, ударив пальцы, на ее лице появляется отражение синего света. Когда Жюли впервые после катастрофы приходит в свой дом, ее первый вопрос — все ли вещи вывезли из синей комнаты. Вскоре мы обнаруживаем, что синяя комната принадлежала ее дочери Анне. Когда Жюли входит туда, она видит, что синяя люстра дочери все еще там. Эмоционально, с болью, она отрывает несколько стеклышек и сжимает в руке. Стеклянные украшения люстры имеют форму слезы, подчеркивая печаль Жюли, когда каждый взгляд на люстру напоминает о смерти ее дочери. Синяя люстра из комнаты дочери — единственная вещь, которую она забирает с собой из прошлого в новый дом в Париже. Папка с записями и фотографиями, которую принес Оливье, тоже синяя. Чернила, которыми написана музыка, иногда тоже синие – чернилами этого цвета пишет Жюли. Жюли четыре раза показана в бассейне — каждый раз очень расстроена, в попытке задушить воспоминания. Три из этих четырех раз вода в бассейне насыщенно синяя — еще более синяя, чем обычно в бассейнах. Для получения такого эффекта использован фильтр. Единственный раз бассейн в его естественном цвете — когда приезжает Люси, чтобы говорить с нею: Жюли не одинока, следовательно, цвет естественен. Но когда она одна, синий цвет более ярок, заставляя нас думать, что в нем — причина ее душевного состояния. Мысленно услышав музыку — она погружается глубоко в воду. Теплые золотисто-коричневые фильтры довольно часто использованы в «Синем» как контраст синему цвету. Этот золотисто-коричневый тон присутствует во всех фильмах трилогии, объединяя их. Значение белого цвета в разных культурах Белый иногда описывают как отсутствие цвета, хотя у него есть разные оттенки, например, с бледно-желтыми или бледно-синими нюансами. Он наиболее тесно связан со светом, который позволяет нам видеть остальные цвета. Белый символизирует невинность, а в геральдике означает веру и чистоту. Белый цвет можно считать как отсутствием цвета вообще, так и прекрасной смесью всех цветов; символом неразвращенной, неомраченной невинности в древнем Раю или стремлением человеческого духа вернуться к этому состоянию. Во многих культурах священники носят белые одежды, символизирующие чистоту и истину. В христианстве те, кого крестят, надевают белое – как и невесты на свадьбах. Души мертвых на суде Божьем изображают в белом, поскольку они очистились, освободились от всех эмоций. Белое одеяние Папы Римского символизирует прославление Христа, милость и чистоту. Уже во времена Пифагора рекомендовалось, чтобы хор, исполняющий святые песнопения и гимны, был облачен в белое. Белые животные, как считалось, были связаны с небесами, а черные – с землей. Символ Святого Духа — белый голубь. Но белый цвет имеет также отрицательные аспекты, главным образом из-за ассоциаций со смертью. Во многих культурах белая лошадь, увиденная во сне, связывается со смертью, а призраков изображают белыми существами. В традиционной китайской символике белый — цвет старости. Также он связан с одной из четырех сторон света, западом. Еще белый считают цветом неудачи; цветом девственности и чистоты. Когда-то существовало тайное общество в Китае, носившее название Белый Лотос, цель которого состояла в том, чтобы привить более возвышенные традиции. Белый цвет в фильме «Белый» Кесьлевского Белый связан с невинностью и смертью – это верно и в отношении фильма Кесьлевского. Юная невеста, Доминик, одета в белое, с белой фатой, трепещущей как крылья. Кароль по-своему невинен; он не совершил никакого преступления. Единственное, в чем его вина – неспособность выполнить супружеский долг. Он всегда носит белую рубашку или белое нижнее белье. Предпочтение белым оттенкам становится еще более очевидным в эпизоде диалога с братом, Юреком, когда лицо Кароля покрыто кремом для бритья. Его рабочая одежда парикмахера тоже белая. Белый свет довольно часто преобладает в кино. В этом фильме для достижения нужного эффекта немного передержана выдержка. Свет становится особенно белым, когда Кароль видит, как Доминик уезжает на своем белом автомобиле. Белый свет часто используется и для освещения в сценах лиц, которые иначе были бы темными. Лицо Доминик всегда бело, и свет выхватывает ее алебастровую кожу. Она похожа на белую фарфоровую статую — как та, которую крадет Кароль и увозит с собой в Польшу, словно замену Доминик. Когда Кароль оказывается в Польше, вся Варшава кажется белым фоном. Иногда снежные улицы или замерзший пруд делают всё еще белее. Окружающее все время белого цвета; у зданий белые стены; белые уличные фонари, белые занавески, белые оконные рамы, белые двери, белая плитка на вокзале. Большинство машин в фильме белого цвета. Даже самолет и трап использованы как белый фон для Кароля – теперь он заперт в чемодане. Снежные белые холмы – фон в сцене, когда воры забирают чемодан, думая, что это сокровище. Белая бумага – основной элемент в течение всего фильма. Сначала это бумаги судьи. Рулоны дипломов парикмахера, планы-чертежи участков земли, которые Кароль скупает; счета, свидетельство о смерти, страницы из книг, бумага на гребешке, на котором он играет – всё белое; хранит деньги Кароль в белой картонной коробке. Красный цвет в разных культурах Красный цвет сопровождал человека с начала времен. Пещерные люди для наскальной живописи использовали красный в виде окиси железа. Неандертальцы окрашивали этим цветом тела умерших, вероятно, чтобы придать им теплый цвет крови и жизни. Красный – мощный цвет; он выделяется и считается возбуждающим. Символически красный ассоциируется с огнем, любовью, радостью, страстью и энергией. Как геральдический цвет красный воплощает храбрость и усердие. Также цвет связан с революцией, кровью и гневом. В древнем мексиканском искусстве красный цвет использовался редко, только в случаях, когда нужно было вышить или нарисовать кровь, огонь и солнце. Красный цвет означал Восток для индейцев майя, а в древней Мексике — Юг. В старину в Китае красный тоже означал Юг, а в период Династии Чоу (Chou Dynasty) (1056-256 до н.э.) красный считался священным цветом – цветом, дающим жизнь. Красный был также цветом бога удачи, приносящего людям богатство. В традиционном христианском искусстве красный был цветом Христа и крови мученика, а также цветом глубокой любви, которую Иоанн питал к своему учителю, Иисусу. Иоанна часто изображают в красных одеждах. Еще – красный огонь Святого Духа. С другой стороны, в христианстве красный имеет двойственное значение, поскольку грешницы носили красный в Вавилоне – рассаднике шлюх и позора земли, и иконы язычников часто написаны красным цветом. Именно поэтому красный стал цветом ада. В Индии красный — цвет дня, он означает удовольствие и плодотворность; тогда как черный – цвет ночи. В кельтской традиции красный означал смерть, цвет Красного Всадника, а еще цвет несчастья. Красный цвет в фильме Кесьлевского «Три цвета: Красный» Повторяющаяся тема красного в различных сценах фильма снова и снова отдается эхом его названия. В начале красный цвет использован, когда мы следим за телефонным звонком Мишеля, друга Валентины – по телефонным проводам. Рычаги, поддерживающие провода, красные, так же как мигающий сигнал в конце сцены, означающий, что телефон занят. Красный мигающий огонек, который Мишель получает в ответ на попытку дозвониться любимой девушке, может означать, что любовь в опасности; предупреждает, чтобы он остановился. Для Кесьлевского очень важен в фильме красный свет светофоров. До того момента, как Валентина сбила собаку, красный светофор заполняет половину экрана. Опасность в повседневности, например, в любви, может быть передана при помощи этой аналогии. В книге «Кесьлевский о Кесьлевском» режиссер говорит, что важнейшая деталь фильма «Красный» в том, что этот цвет присутствует без использования фильтров. Кесьлевский приводит в пример красную одежду, красный поводок собаки и красный фон. Красный цвет в фильме не декоративен, но несет определенную смысловую нагрузку. (автор эссе использует материалы из книги Аннет Инсдорф - прим. перев.) Сокращенный вариант статьи «Symbolism in Kieslowski’s Three Colors: Blue, White and Red» Перевод – Е. Кузьмина f64.space